… Это, право же, вовсе
не странно:
Помнить
всё то, что когда-то касалось всех нас.
Юрий
Визбор
НЕУЧТЁННЫЕ
Ладный,
симпатичный самолёт-бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3ф) всю Отечественную был основной
рабочей лошадкой нашей Авиации дальнего действия (АДД). Были и другие, с
лучшими характеристиками, в чём-то более экзотичные и, скажем прямо,
выдающиеся, но довести до крупносерийного, массового производства свою машину
далось только Сергею Владимировичу Ильюшину.
Если тащишь бомбы во вражий тыл, жди
сторожевых псов – “мессеры” тоже даром хлеб не едят. Тут уж отбивайся, как и
чем можешь.
У каждого есть своя ”ахиллесова пята”, у
самолёта тоже. Три человека экипаж: штурман в самом носу, за ним
пилот-командир, а между крылом и хвостовым оперением сверху вращающаяся
прозрачная башенка стрелка – ни дать - ни взять купол обсерватории с
телескопом. Отстреливаются штурман и стрелок. Ну и ежу понятно, что снизу от
центроплана до хвоста тебя, если ты – истребитель, никто не потревожит.
Ломали, конечно, над этим головы и в КБ и
на фронте. На фронте-то жизнь, как разменная монета, потому и думается шибче.
Сделали силами техсостава в хвостовой части фюзеляжа маленькую кабинку,
установили туда пулемёт, обстреливающий нижний и задний секторы. Современное
авиационное вооружение тяжеловато и громоздко, поэтому поставили старенький
“Дегтярёв”.
В штате полка лишних стрелков нет. Летали
на такой импровизации добровольцы из техсостава, обычно мотористы1),
без парашюта – с ним не поместишься, да и не вылезешь. Крупное начальство
делало вид, что и слыхом о таком не слыхивало. Боевые вылеты этому “лётному
составу” конечно не учитывались. Остаётся догадываться – куда списывались
потери.
Задача данного предприятия предельно проста
– не давать своими трассирующими пулями истребителю вести прицельный огонь,
действовать на нервы. А как выгнал вражину из-под брюха – тут тебе и штатный
стрелок да штурманец со своими 1800 выстрелами в минуту на брата. Повисит
прославленный асс секунду на прицеле и пусть благодарит Бога, если домой
доберётся. Всё вообще мало-мальски ладно, пока стрелки живы и патроны не
кончились.
В литературе об этом нигде не читал.
Участники рассказали.
1) – авиамоторист – низшая должность авиационного
технического состава, совсем не обязательно связанная с мотором. Далее, по мере
карьерного роста, идут авиамеханики, авиатехники и инженеры.
1982 г.
БАЛКАНЫ
Ну вот и
вновь в самом центре просвещённой Европы, у самого чистейшего Адриатического
моря идёт война. И всей Европе, в купе с Америкой, сразу же захотелось в ней
поучаствовать. И то ведь: ветераны 2-й мировой войны почти все повымерли, у
тогдашних сирот появились внуки, обыватель занят борьбой с холестерином. Самое
время взбодриться, а то маловато что-то на улицах инвалидов без рук – без ног.
А чо не
повоевать-то? Техники всякой навалом. Юристы на самом высоком уровне
обеспечивают правоту тех, кто убивает, если в ответ, конечно, ничего не
прилетит. Да и убивать в старом смысле этого слова не приходится, и пресловутую
кнопку подчас нажимать не нужно. Всё делают бортовые и стационарные компьютеры
по заранее разработанной программе. А кто и когда разработал и заложил –
ищи-свищи. Очень удобно, комфортно, да ещё и деньги платят немалые. Американское военное бабьё даже протестует
против такой вопиющей дискриминации: убивать им, видишь ли, не разрешают, все
бабки загребают противные мужики.
И не
ведают же умники, что придёт времячко, и эти варвары, которых нужно усмирять,
наберутся военного опыта, обзаведутся совершенным оружием (у них же и
достанут), и пойдёт свалка – не хуже, чем в Риме при гуннах.
1999 г.
1941 – НАЧАЛО
Это рассказы очевидцев о начале Великой Отечественной
Войны.
Рассказ геолога
Наша экспедиция в 1941 году
работала в верховьях Буреи – левого притока Амура. Искали олово и нашли-таки.
Партии и
отряды неделями и месяцами жили без всякой связи с остальным миром.
Радиостанции были редки и весьма громоздки.
Однажды в
июле набрели на безлюдный охотничий стан. С каким-никаким комфортом можно
переночевать, отдохнуть да починиться. И вдруг, возле кострища на кольях,
вбитых для просушки всякой мокрой всячины, - большая белая полоса бересты, а на
ней углём: “ВОЙНА”.
Теперь,
если в разведочных шурфах попадалась руда приличной концентрации, отправляли в
сумах на большую землю. Всё сгодится: на паяльный припой, лужёную жесть для
консервных банок, бронзу.
1967 г.
Рассказ офицера НКВД
Польская
граница. Плановая проверка службы на заставах. Этим делом я, как проверяющий, начальник
заставы и старшина занимались в ночь с 21 на 22 июня.
По тропе от
заставы ушли довольно далеко. Местность лесистая. Темень, но вот-вот рассвет.
Вдруг со стороны заставы грохот взрывов и зарево пожара, с сопредельной стороны
– орудийные залпы. Пока добежали назад – всё стихло. От заставы ничего, кроме
горящих головёшек. По линии границы кое-где стрельба, но скоро и это
прекратилось.
Что делать?
Куда податься?
Начальник
заставы предложил идти к международному шоссе. На границе там мощный КПП,
связь, охрана с пулемётом и всё такое. Пошли. Ещё далеко до цели, а уже ясно
слышно мощный гул моторов. Подумали, что это наши. Тем временем – уже совсем
рассвело.
Выбрались
на дорожную насыпь. Шлагбаум – на бок, пограничники перебиты, по шоссе – сплошной
поток всякой техники. Стоим, молчим, смотрим, как закостенели. Даже в мыслях не
было, чтобы куда бежать или скрыться. Немцы с проезжающих машин руками нам
машут, смеются.
Сколько мы
так торчали – не помню. Только, если вначале машины шли предельно тесно, то
теперь появились интервалы между колоннами. Осмотрелись. В кювете на боку
“эмка”. Поставили её на колёса. Бензин в баке есть. Залезли внутрь, чтобы не
маячить. Мотор завёлся. Подождали интервал побольше, выехали на дорогу и
пристроились в хвост колонны. Едем в нужном направлении – к нашим.
Всё бы
ничего, да из кузова последней машины на нас через полчаса обратили внимание.
Стали показывать пальцами, хвататься за оружие. Хорошего – помаленьку. Свернули
на первое встречное ржаное поле, закрепили руль, зажали ручным стартёром педаль
газа и ходу через дверцу в противоположную от шоссе сторону. А там ползком – в
лес.
Нашу “эмку”
настиг по полю БТР. Не стрелял, и никто из него не высовывался. Шарахнул её
пару раз с ходу корпусом, свалил, смял и пошёл себе догонять своих.
Стали
держать совет. На этот раз я предложил выбираться к одной заставе. Она
располагалась в лесной глухомани. С её стороны стрельбы не было. Там должен был
находиться и начальник нашей инспекционной группы – полковник. Ближе к полудню
добрались до места.
Мой
командир, брызжа слюной и подпрыгивая на стуле под портретом Сталина, популярно
объяснял, что мы должны были отбросить врага за границу и не пропускать его до
подхода основных сил РККА, что он и намеревался сделать немедленно. Ни
телефонной, ни радио- связи, конечно, уже не было.
Ну,
набилось две полуторки служивых, и повёл их полковничек выполнять директиву
командования. Поскольку никто из нас троих не изъявил желания искупить свою
вину кровью, всех определили, пока, под домашний арест. Слава Богу! Хоть
поспали чуток, а то потом до самого Острова (город в Псковской области) топать
пришлось. Там встретились с семьями, отправили их в эвакуацию, получили
приказы, что делать дальше. А моего полковника и ребят, что он увёз с собой,
больше никто не видел.
1970 г.
Рассказ начальника ВОХР
В 41-м мне было 15. На фронт попал в 43-м. 22 июня
41-го, базарный день. Запрягли мы с матерью спозаранку лошадь в телегу и
поехали чего продать – чего купить.
И не можем
понять: что это на душе муторно. Вроде всё на месте, а неспокойно как-то. До
обеда такая маята. А как поехали домой, смотрим – народ у сельсовета. Тут по
радио и объявили … .
1975 г.
Рассказ инженера гражданской авиации
После финской войны начали
формировать Авиацию дальнего действия (АДД), где я и служил техником
бомбардировщика ДБ-3ф (Ил-4). Разумеется, такая авиация всегда базируется
подальше в тылу.
В ночь на 22 июня 1941 года дежурил на
аэродроме. Утром мой наряд заканчивался. Обошёл стоянки перед сдачей, заглянул
к радистам: всё в порядке, только в эфире какой-то гвалт, как будто одновременно
все радиостанции на всех частотах работают, не разберёшь ничего. Начальник
радиостанции сказал, что такое же слышал в момент нападения Германии на Польшу.
Про себя мы решили, что где-то что-то подобное может быть и стряслось.
В тот день были уже первые боевые вылеты.
Вначале летали днём, но из-за больших потерь перевели наши “илы” на ночные
полёты. Так оно лучше получалось.
1980 г.
Рассказ донского казака
Мне с гражданской довелось воевать. На Дону
шла большая драка. Все воевали, кого в какую армию призвали. Отец присоветовал
идти к красным. Дал коня, шашку, всю справу, и поехал я к Будённому.
Потом в МТС работал. Любо было
ремонтировать технику. Поднаторел на этом деле, подучился, вверх по службе
пошёл.
Как положено в то время – регулярные
военные лагерные сборы. Сделали механиком-водителем танка – лёгкого,
скоростного, с авиационным двигателем1).
С началом войны мобилизовали и в эшелон.
Ну, думаю: “Пропаду я вместе со своим танком”. Случилось так, что остановились
в Москве. Там я отстал от своих и добрался до Наркомата обороны. Выждал утром
приезд Ворошилова на службу и к нему, прямо у машины.
-
Здравствуй, Клим Ефремыч. Я, такой-то,
из 1-й Конной.
-
Здорово, однополчанин. Что нужно?
Только уж извини, давай быстрей, а то, правда, некогда.
-
Мобилизован, еду к месту назначения в
танковую часть, а танкист я, скажем прямо, никудышный, всем в убыток.
-
А в чём же ты мастер?
-
Могу ремонтировать автомобили и
тракторы, какие угодно и где угодно.
-
Вот что: ты продержись ещё ночь, а
утром подходи прямо к дежурному к такому-то часу.
Действительно. Прихожу, представляюсь.
Позвонили, проводили в кабинет. Принимавший подполковник побеседовал со мной,
просмотрел документы, сверился со своими бумагами. В общем, получаю назначение
в автохозяйство формируемой артиллерийской дивизии резерва Главного
командования.
Там-то уже мне было где развернуться.
Набили руку в ремонтных делах так, что в полевых условиях могли не то чтобы
собрать из запчастей – изготовить автомобиль, трактор или тягач. И литьё, и
ковка, и станочные работы, сварка, клепка, само собой – всё освоили. По всем
автотрактороремонтным специальностям умели работать. И ведь это не в цехах, а
там, где встал.
Ставили нас обычно в местах танковых
прорывов противника. За всю войну дальше нашей второй линии, а их три, он так и
не продвинулся.
1972 г.
1) Оставляли желать лучшего и авиационные моторы М-17,
отработавшие летный ресурс (100 моточасов) и устанавливаемые в танки (БТ-7)
после капремонта. Жалобы из войск на их низкую надежность были частым явлением.
Более подробно: http://www.snariad.ru/tanks_ligth/tank-bt7/
Рассказ переплётчика
В 41-м я ещё мал был – 10 исполнилось. Жили
в Амурской области в Старой Райчихе. 22 июня – жаркий солнечный день. Пылища на
дороге слоем толщиной в ладонь. Топнешь босой ногой – так фонтан кверху.
Мать была в больнице, рождения братишки
ждали. Отец уехал по делам в Бурею. Кто за мной доглядал, не помню, наверное
соседка.
Иду себе по этой пыли без особых дел. У
радиоузла под уличным репродуктором (какие потом ещё до 70-х годов на столбах
висели, обычно возле клуба или столовой) народ толпится. Все молчат, а из
рупора как молотком: “… бомбили … . Наши … оставили …, … оставили …, … оставили
…, … отступили … .”
Сначала люди часто собирались послушать,
потом перестали. Какой-то страх и безысходность чувствовались до самой победы
под Москвой. А как отстояли Москву, у всех зародилась надежда и появилась
уверенность, что рано или поздно, но всё кончится. Да и “ленд-лиз” пошёл по
Транссибу.
2009 г.
Рассказ начальника штаба авиаотряда
Где я был и что делал 22 июня 1941-го? Лежал на пляже у Днепра в Запорожье, готовился к экзаменам за первый курс Машиностроительного института, факультет Станки, инструменты и холодная обработка металлов.
Что чувствовал и ощущал? Да ничего, кроме
предстоящих экзаменов. Хотя, планировался поход на танцы в клуб Алюминиевого
завода, там уже тогда была цветомузыка.
Школу я закончил в 40-м году с “золотым
аттестатом” – аналог нынешней золотой медали. В те времена это было очень даже
непросто, и привилегии большие: в любой ВУЗ брали без экзаменов. Поехал в
Москву в авиационный (МАИ). Учись, пожалуйста, только вот жить негде: общежития
не дают, в Москве у меня никого, со средствами на съём жилья тоже плоховато.
Родители посоветовали возвращаться в Запорожье и, пока идёт приём, поступить в
местный Машиностроительный. Вернулся с шиком, на самолёте – время было дорого.
Взлетали с “Ходынки” на “Сталь-3” с одной промежуточной посадкой в Харькове.
К обеду возвратился со своего пляжа домой,
тут и застало выступление Молотова по радио. Поначалу не особенно-то и поняли
всей трагедии. Кстати, Запорожье почему-то не бомбили, хотя и было чего. Уже 7
июля меня и многих однокурсников, годных для службы в авиации, отправили в
Мелитопольскую авиашколу, где готовили стрелков-бомбардиров (штурманов).
Мелитополь, между прочим, славился своей черешней. Так вот и вернулся к давней
мечте – авиации, но ненадолго. Успели
сделать несколько ознакомительных полётов на Р-5 и ТБ-3 да пару прыжков с
парашютом, и эвакуировали нашу школу в Заволжье, в Новоузенск Саратовской
области.
Сухая степь кругом. Учебный процесс
восстановить толком не удалось, матчасти не было. С апреля 42-го года отправили
нас воевать в пешем строю сначала на Калининский фронт, потом – в Сталинград. В
Сталинграде тяжело ранен. До 43-го пролежал в госпитале в Казани, а потом опять
повезло – стал учиться в авиаучилище, базировавшемся на станции Куеда Пермской
(тогда Молотовской) области. В октябре 1944 года выпустили нас, лётчиков,
мало-мальски пилотировавших По-2 и УТ-2.
Война катилась к концу, и отправили меня в
распоряжение командующего авиацией Тихоокеанского флота. Здесь уже научился
по-настоящему летать на МБР-2, потом – вторым пилотом на “Каталине”, сначала на
простой “лодке”, а после на амфибии.
Но это уже другой рассказ.
1976 г.
Дата первой публикации в
Интернете 14.03.2010 г.
Дополнено 16 мая 2010 г.