Ой да не вечер да не вечер,
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой да во сне привиделось.1
Всё живое спит, иногда подолгу, а иногда и очень долго. Спать, если верить научно-популярным изданиям, - первичное состояние жизни. Бодрствовать фауна начала не в такой уж давний геологический период. Так что относиться к проблеме подрыхнуть желательно с полной серьёзностью. Сон – это часть нашей жизни со своими биологическими особенностями, радостями и огорчениями, успехами и неудачами, воспоминаниями прошлого и предвидением будущего, с мечтами наконец.
Лежит как-то инженер дома на собственном диване, спит разумеется. И снится ему, что он спит (такой вот двухэтажный сон) на аэродромной травке (ну а для чего ж она там ещё нужна?). Всё бы ничего, да что-то в том втором сне не складывается – всегда найдётся какая-нибудь зараза, чтоб разбудить. Открывает глаза, а наверху и небо-то не небо, а какой-то матово-серебристый туманец. Солнца не видать, всё освещено бледным рассеянным белёсым светом, а прямо над его головой на высоте около 1000 м кружит серебристый Ил-14 без опознавательных знаков. Двигатели работают до странного тихо. Нарезает круг за кругом. “И чего ему от меня надо?” Тут и первому сну, который на диване, конец. Думай вот теперь: к чему бы всё это. Сейчас таких “илов” вроде ни одного летающего не осталось. Откуда ж и зачем он здесь?
Авиаторы испокон веков слывут людьми суеверными, а лётчики, в особенности военные, так те вообще все ненормальные. Вот, если Вы запамятовали, к примеру, через какое плечо нужно сплюнуть от напасти, плюйте три раза (все любят троицу) через оба по очереди, не промахнётесь. Для тех же целей, что и в предыдущем случае, бывает до зарезу требуется “постучать по дереву”, а в нынешнем летательном аппарате его днём с огнём не сыщешь. Здесь также предусмотрен оригинальный выход – стучите (тоже трижды) по собственному лбу, эта дубовая древесина всегда при нас. А ещё расплодившиеся ныне на гражданке отставные ребята из ВВС2 начали искоренять, и небезуспешно, прилагательное “последний”, произносить которое, даже про себя, у них - самая наихудшая из всех примет. Только почему-то предложенное ими в качестве синонима слово “крайний” не очень нравится гражданским коллегам, поэтому подобных изречений стали попросту избегать и в ущерб краткости изложения вместо одной фразы строить довольно изощрённые тирады. Ну ничего, хоть лексикон пополняется.
Короче, прицепился давешний сон к инженеру и не отстаёт. Рассказал он как-то о нём старому общажному приятелю Паше Протасову, командиру вертолёта Ми-8, и то, что тот подчёркнуто беспечно начал успокаивать и приводить счастливые примеры из совместного бытия, только укрепило возникшие сомнения.
Долго ходить с тревогой на душе не рекомендуется, так и “крыша может поехать” или “беду накличешь”. А что делать? Как-то надо менять ситуацию, “переводить стрелки” с опасения за будущее на уверенность в благополучном исходе. Тут-то и попалась на глаза, совершенно случайно, в одном околонаучном “жёлтеньком журнальчике” под названием “НЛО” (невероятное легендарное очевидное) статейка о снах и снопредсказаниях. Некоторые светлые умы полагают, что нет более закономерных вещей, чем случайности. Так там рекомендуется “скорректировать заданную программу” в нужном Вам направлении. Желательно сразу же после невезучего сна уединиться, расслабиться, закрыть глаза и представить себе приснившиеся действия в несколько изменённом в лучшую сторону свете, заменяя необъяснимое близким по значению, вполне оправданным, доказанным, привычным. Говорят, что это действует и при всякого рода других завладевших Вашим сознанием предсказаниях. Процесс можно проделать много раз, всё время потихоньку улучшая и дополняя представляемые ситуации.
Ну, уединение с закрытыми глазами – это у нас далеко не всегда получается. Вся надежда на воображение, а с этим у авиационных инженеров обычно всё в порядке. Итак, начнём. Прежде всего травку для лежания можно бы и помягче – пахучий густой клевер с розово-лиловыми цветами-шариками и с лёгким гулом шмелей. Так, теперь разберёмся с освещением: на небе плотные перисто-слоистые облака (Cirrostratus nebulosus3), как матовое, рассеивающее свет стекло. “Ил” идёт по нисходящей спирали, сбрасывая высоту, потому и кружит, задросселировав двигатели. Разреженная кромка облачности, значительная высота полёта и не очень чистая нижняя поверхность крыла (поналипло видно грязи из-под колёс после недавнего дождя на какой-нибудь грунтовке) скрадывают для наблюдения чёрные трафареты букв и цифр. Если вглядеться, то видно, что что-то там на плоскостях вроде написано, как будет пониже – прочтёшь.
Дальше – проще. Высота потихоньку падает, уже метров 500. Незавершённый очередной круг переходит в прямую. Движкам “добавили газу”. На мотогондолах и в носу разом вспороли серебристую обшивку три чёрных прямоугольника открывшихся створок шасси, вывалились из своих ниш стойки с колёсами.
Самолёт, как по линейке, уходит вдаль, плавно разворачивается и скребётся к аэродрому. Ниже, ниже, ниже, вот уже почти и неразличим на фоне тайги. Торец полосы, одновременно вспыхнули и сейчас же отнесены вправо лёгким боковичком три облачка желтоватой пыли от касания колёс. Классная посадка! Заруливай, дружище, на стоянку, охлаждайся на “малом газе”, прожигай свечи и глуши моторы. Этот полёт закончился, следующий – впереди.
Всё нормально. Отныне главная, прочно засевшая в памяти картина видения – это выпуск прямо над тобой шасси и три жёлтых облачка при соприкосновении пневматиков с грунтом ВПП4. Куда уж лучше?
Нет, это точно не посланец с того света, а давний добрый друг молодости прислал привет с оказией. Соображать надо!
На душе заметно полегчало. Можно смотаться на пивзавод за своей ежесубботней кружкой нефильтрованного местного пива. С якутской ряпушкой горячего копчения и, ежели в меру, так и не во вред вовсе.
1 – Авторов слов и музыки, по
всей видимости, сейчас не найдёшь. Лучше других эту песню исполняет,
аккомпанируя на гитаре, Лариса Андреевна Криницкая (в девичестве Окунева),
практикующий врач-венеролог из Шадринска Курганской области.
2 – ВВС – это вовсе не английская
“би-би-си”, а наши военно-воздушные силы.
3 – Латынь в ходу у метеорологов так же,
как у медиков и юристов.
4
– ВПП – взлётно-посадочная полоса.
2007 г.
Дата первой публикации в
Интернете 11.07.2010 г.